США захватили президента Венесуэлы Николаса Мадуро и обвинили его в торговле наркотиками

Журналист и испанист Илья Иванов, сам живший в Венесуэле во времена Уго Чавеса, о событиях последних часов:
Би-би-си: Дональд Трамп уже подтвердил, что президент Николас Мадуро вместе со своей женой захвачены американским спецназом. Вы ожидали, что операция может быть такой стремительной?
И.И.: Этого можно было ожидать. В окружении Мадуро, судя по всему, был кризис элит, можно предположить, что у США было много агентов и в окружении венесуэльского президента, и в армии, и в национальной гвардии.
Можно вспомнить предыдущие операции американских спецслужб — например, в Панаме в 1989 году был схвачен и арестован диктатор Мануэль Норьега. Его тоже обвиняли в торговле наркотиками, это потом подтвердили и доказали.
Дворец Мирафлорес, где и полагается быть венесуэльскому президенту, находится в историческом центре Каракаса. Интересно, что по соседству находятся казармы президентской гвардии, но, видимо, это никак не помогло. Мы пока точно не знаем, захватили ли Мадуро в Мирафлорес или в какой-то другой его резиденции. Но так или иначе, мы понимаем, что без помощи и участия именно венесуэльских военных, без сотрудничества с кем-то из его ближайшего окружения, было бы очень сложно такую операцию провести.
Би-би-си: Понятно, почему операция началась именно сейчас?
И.И.: Честно говоря, все ждали что-то подобное еще в ноябре-декабре. Видимо, американцы решили пойти по сценарию обезглавливания венесуэльского режима, а потом уже вести переговоры с кем-то из представителей оставшегося окружения Мадуро.
Би-би-си: Почему не было оказано значимого сопротивления?
И.И. Надо понимать, что режим «боливарианской революции» (массовое общественно-политическое движение в Венесуэле, созданное после избрания Уго Чавеса президентом этой страны в 1998 году. Движение базируется на идеологии претворения политической программы латиноамериканского деятеля XVIII века Симона Боливара и социализма — прим. Би-би-си), который начался с избрания Уго Чавеса, эта идея построения социализма XXI века — дико себя дискредитировала в том числе среди огромного числа людей, которые поддерживали Чавеса в первый период его власти.
Чавеса многие поддерживали, потому что он был искренний харизматик, который умел нарисовать счастливое и справедливое будущее. Но что сейчас ждать от жителей страны, из которой в середине десятых годов, когда там разразился гуманитарный кризис сильнейший, уехало по разным оценкам от 6 до 8 миллионов человек? Местные видеоблогеры демонстрируют, как они месяцами живут в Каракасе без света и воды. В стране хаос, толпы людей прорываются к колумбийской границе, чтобы как-то выбраться из страны.
В 2015 году, когда были последние свободные парламентские выборы в стране, Национальная ассамблея ставила вопрос об импичменте Мадуро, но поскольку режим контролировал Верховный суд, с помощью законодательной казуистики полномочия парламента свели к нулю, а вместо парламента была созвана Конституционная ассамблея, на выборы которой оппозиционеров не допустили. Полномочий у этой ассамблеи также нет.
Би-би-си: Как произошедшее воспримут внутри страны?
И.И.: Исходя из того, что я знаю, я практически уверен, что когда исчезнет страх, начнется ликование. Сначала это произойдет в Мадриде, Майями, Боготе и других центрах венесуэльской эмиграции. Как это было и после свержения Норьеги в Панаме. Если американские войска войдут в Каракас — мой прогноз, их реально многие будут встречать с цветами. Потому что надо было очень постараться довести страну до такого порога нищеты и кризиса.
Но, как водится, окружение Мадуро и люди, близкие к власти, жили достаточно роскошную жизнь. В Венесуэле есть такой термин — «энчуфадос» — присосавшиеся. От слова Enchufe — электрическая розетка. То есть, «подключившиеся, присосавшиеся к власти», пока большая часть населения вынуждена влачить жалкое существование.
Би-би-си: Может ли кто-то из местных силовиков продолжить оказывать сопротивление?
И.И.: Я предполагаю, что ряд силовиков которые именно опасаются мести и уголовного преследования после падения режима Мадуро, представители его спецслужб, которые запачканы в репрессиях — могут в каких-то небольших количествах уйти в джунгли и попартизанить. Но это не будет массовым движением. В этом я убежден. Массовой поддержки у этого режима точно не было.
Каким видится будущее страны? Нобелевский лауреат Мария Корине Мачадо? Хуан Гуайдо, которого многие страны признали президентом по итогам выборов 2018 года? Эдмундо Уррутия, который был соперником Мадуро на последних выборах? Нынешний вице-президент Делси Родригес?
Я думаю, что будет аналог некоего учредительного собрания. Полностью государственное устройство страны будет переформатировано. Потому что все институты выхолощены или дискредитированы полностью.




